Пироплазмоз собак

Ветеринарная клиника «Алисавет» г. Москва

- это сезонное (с марта по ноябрь) кровопаразитарное заболевание собак, передающееся через укусы клещей. Возбудители – микроскопические простейшие Babesiacanis (по международной классификации Piroplasmacanis) и Babesiagibsoni, паразитирующие в красных кровяных тельцах (эритроцитах) собак.

Моча здоровой собаки

Собака заражается при укусе клеща, в слюне которого накапливаются паразиты. Далее попав в кровоток, бабезии внедряются в эритроциты, где и происходит их размножение. В результате жизнедеятельности паразитов эритроцит разрушается, в кровь поступают дочерние бабезии, которые в свою очередь внедряются в неразрушенные эритроциты. В результате массового разрушения красных кровяных телец, основной функцией которых является перенос кислорода, возникает гипоксия (кислородное голодание) всех органов и тканей, а вышедший из разрушенных эритроцитов гемоглобин сам по себе является сильнейшим окислителем и ядом. Отсюда и характерные клинические признаки: температура до 40-41С, усиливающаяся общая вялость, отказ от корма, моча приобретает цвет чая или темного пива, может наблюдаться рвота и диарея.

Моча собаки, больной пироплазмозом

К заболеванию предрасположены все собаки, независимо от породы и возраста, но наиболее тяжело болеют щенки, собаки до 2-3 лет,а также животные с хроническими заболеваниями печени и почек.

Заражение самих клещей происходит трансовариально (через яйцо) , т.е. у зараженного клеща все потомство будет также заражено бабезиями, а за сезон самка может отложить до 10 тыс яиц. Поэтому зараженные клещи, как правило, долгое время сохраняются на отдельно взятой территории. Последние десятилетия в связи с изменением экологии и климата, клещи изменили свой ареал обитания, и чаще встречаются в

черте города. Следует помнить, что заразиться собака может, гуляя в парке или даже около дома!

Слева голодный клещ, справа -напившийся крови

Инкубационный период (время от попадания паразита в кровь собаки до появления первых клинических признаков) варьирует от 2 дней до 2 недель.

Диагноз устанавливается на основании клинических симптомов, факта обнаружения на животном клещей (это условие не обязательно), результатах анализов крови.

Врачи ветеринарной клиники «Алиса» необходимыми анализами считают общеклинический и биохимический анализы крови, мазок периферической крови взятой из уха и кровь на наличие паразитов методом ПЦР (обнаружение генетической информации самого возбудителя).

Лечение комплексное, включает специфические препараты, воздействующие непосредственно набабезий («Пиро-стоп», «Имидокарб», «Фортикарб»), проведение инфузий (капельниц) для снятия общей интоксикации и минимизации осложнений со стороны печени и почек, а также симптоматическая терапия при необходимости.

Помните, что без лечения смертность может достигать 90% и более, а ранняя диагностика и лечение могут не только спасти жизнь животного, но и предотвратить возможные осложнения.

Профилактика сводиться к применению специальных капель или ошейников весь сезон активности клещей (от первого потепления до заморозков). Следует помнить что ни одно средство от клещей не имеет 100% эффективности, поэтому мы рекомендуем дополнительно использовать спреи-репелленты («Барс», «Фронтлайн») перед выездом в зоны где зафиксировано нападение клещей на животных и людей. Собак длинношерстных пород или имеющих густой подшерсток рекомендовано вычесывать частым гребнем после каждой прогулки.

Ветеринарный врач-терапевт Шабалкина Е.В.

Ветеринарная клиника «Алисавет» Москва